Top.Mail.Ru
Златонож

Златоустовская ножевая мастерская

Златоустовская гравюра на стали: история и современность

Качество сталей, их богатейший ассортимент, профессиональная обработка металла, тщательная проработка конструкции, разнообразный материал рукоятей — все это базовые характеристики белого оружия из мастерских Златоуста. А их индивидуальность, узнаваемость, неповторимая стилистическая черта — это, конечно, знаменитая Златоустовская гравировка. Её ни с чем не спутаешь.

Златоустовский оружейный завод на Урале возник именно как центр производства форменного, парадного, наградного оружия. Свой многовековой опыт по украшению клинков, в частности, золочение огнем, сюда принесли немцы — мастера знаменитого SOLINGEN. Западноевропейская традиция, соединившись с местными обычаями рисовки кистью, дали очень выразительный, совершенно особый колорит. Но это было только начало.

Кинжал Джамбия украшен Златоустовской гравюрой на стали></p><p style=

На фото: кинжал «Джамбия» (многоступенчатая гравировка, травление, никелирование, покрытие золотом)


На небывалую высоту Златоустовскую гравюру на стали подняли русские мастера Иван Бушуев и Иван Боярышников. Именно они обогатили технологию воронением и синением, добившись возникновения множества оттенков. Златоустовская гравюра на стали ожила, стала более объемной, четкой, детальной. Появились и новые сюжеты — мастера стали наносить на клинки эпизоды из греческой истории, героев древнегреческих мифов. Наряду с этим впервые в истории промысла сюжетами гравировок становятся русские былинные герои, миниатюры, связанные с русской историей. Этот период истории завода специалисты еще называют «бушуевским». А имя мастера было увековечено Павлом Бажовым. Читали его сказ «Иванко-Крылатко»? Как дань памяти мастеру до сих пор многие златоустовские клинки украшаются символом Златоуста — крылатым конем.

Клинок кинжала из дамаска украшенный Златоустовской гравюрой на стали></p><p style=

На фото: подарочный кинжал из дамасской стали (украшен гравировкой с растительным орнаментом, покрыт никелем и золотом)


В дальнейшем Златоустовская гравюра на стали перекочевывает с оружия на предметы быта, становится самостоятельным стилем, видом прикладного творчества. Соответственно, меняются и темы рисунков: сюжетные композиции постепенно вытесняются растительными орнаментами. Весьма примечателен период, когда на Златоустовском заводе под руководством горного инженера Павла Аносова был восстановлен секрет изготовления литого булата. Булатные клинки сами по себе имели великолепный внешний вид, так называемый «переливчатый муар». И чтобы не забивать поверхность, не отвлекать внимания от естественной красоты, мастера украшали клинок незначительно, делая акцент на рукояти и ножнах.

Нож украшенный Златоустовской гравюрой на стали></p><p style=

На фото: авторская работа фабрики "ОружейникЪ" (Златоуст) - помимо гравировки на клинке, ножнах и рукояти - инкрустирован полудрагоценными камнями.


К концу 19 века разнообразие технических приемов вкупе с расцветом русского реализма в искусстве позволили мастерам вводить в сюжеты уральские пейзажи, очень натуралистические изображения животных, трав, цветов. Это был яркий всплеск искусства русской гравюры, за которым последовал глубокий упадок, связанный в том числе и с историческими событиями в России. Революция, советский период наложили свой характерный, но не слишком ценный в художественном плане отпечаток на развитие искусства гравировки. Гравюра на стали Златоуст перекочевывает на календари, на настенные панно, теряет изящество и роскошь, становится предметом массового потребления, а попросту говоря, ширпотребом.

Кортик украшенный Златоустовской гравюрой на стали></p><p style=

На фото: кортик "Юбилейный" адмиральский - полностью ручная гравировка мастеров-оружейников из Златоуста.


90-е годы прошлого столетия также можно назвать критическим периодом для Златоустовской гравюры. Опытных мастеров-гравировщиков можно было пересчитать по пальцам и смены им не предвиделось. Характерным примером упадка можно назвать следующий факт. В 1990 году Ленинградское книжное издание выпускает серьезный официальный труд, книгу-альбом «Художественный металл России». Там были разделы, посвященные литью Каслей, подносам Жостова, посуде Кубачей. Златоустовской гравюры на стали в книге не было...

Сувениры в стиле Златоустовской гравюрой на стали></p><p style=

На фото: нефритовый ларец "Легенды Урала" - эксклюзивные сувениры в стиле Златоустовской гравюры на металле.


В начале 21 века художественные мастерские Златоуста начали возрождать традиции, вернулись к высокому искусству Златоустовской гравировки на стали, отошли от массового производства. Теперь это ручная работа. Сохраняя общую стилистическую направленность, златоустовские художники граверы из разных мастерских стараются придать своим работам индивидуальный стиль, специализируются на определенном виде сюжетов и орнаментов.

Изделия в стиле Златоустовской гравюрой на стали></p><blockquote style=

На фото: шахматы "Сакские" — изделие из бронзы, латуни, никеля, золота, серебра и малахита изготовленное мастерами-оружейниками Златоуста.


Знаменитая Златоустовская гравюра на стали, купить которую сегодня можно и в виде рисунка на ноже, и как украшение различных сувениров, обрела второе дыхание и вновь радует ценителей великолепными пейзажами, растительными и фантазийными орнаментами, изображениями зверей и птиц. А некоторые из украшенных клинков становятся подлинными предметами высокого искусства.

2457

Купить

Нож Итиль (порошковая сталь Elmax, стаб.кап клена )

Хваткий, надежный, уверенный нож Итиль - клинок 140 мм, обух 4 мм. С таким надо идти в горы, на охот...
цена   12000 р.